Венгерский фарфор, тесно связанный с богатой и самобытной историей страны, является предметом огромной национальной гордости. И изысканный фарфор «Херенд», столь любимый, почитаемый королями, и фарфор Жолнаи, более демократичного повседневного назначения, всегда отличался безупречным качеством и уникальным стилем, сохранившимся и в нашем XXI веке. Поэтому, если вы не знаете, какие подарки привезти из Венгрии, смело выбирайте изделия из венгерского фарфора, которые украсят любой интерьер.
Местом рождения жолнайского фарфора является небольшой, удивительный венгерский городок Печ, расположенный на юго-западе страны, у подножья гор Мечек. Город, раскинувшийся на месте древнего поселения римлян, побывавший под 150-летним турецким господством, отличается эклектичностью архитектурных стилей: кафедральный православный собор соседствует с турецкими мечетями и францисканскими монастырями, выполненными в стиле барокко. Печ чрезвычайно насыщен архитектурными памятниками, здесь действует несколько музеев и картинных галерей. Не случайно о нем говорят, что это «город, который никогда не заслоняла тень столицы».
Чрезвычайно гостеприимный и благожелательный к людям искусства, художникам, графикам, внесший свою лепту в развитие модернизма – господствующего стилевого направления искусства и архитектуры второй половины девятнадцатого столетия, Печ оказался тем местом, где в середине 19 века Вилмош Жолнаи основал свою семейную мануфактуру – фарфоровый завод. В ее мастерских поэтапно осваивались новые способы обжига фарфоровых изделий и совершенствовались новые приемы их окраски.
Изучая опыт высокотемпературного обжига керамики и майолики, используемый еще в средневековых мастерских итальянского города Губбио, применяя и комбинируя различные составы глин в качестве сырья, Вилмошу Жолнаи удалось усовершенствовать технологический процесс и добиться весьма значительных успехов.
Первоначально, применяя температуру 1400 градусов для обжига сырья, мастера фарфоровой мануфактуры установили, что эта температура слишком высока для окрашенных изделий – им не удавалось сохранить свой первоначальный цвет. В мастерских мануфактуры изменили температурный диапазон от 1250 до 1280 градусов.
Результатом многолетних поисков мастеров фарфоровой мануфактуры явилось создание особого вида редукционной глазури – эозиновой глазури, которая после обжига в печи дает сочный цвет с ярким металлическим отблеском. Такой тип глазури, используемый в декоративном оформлении венгерского фарфора, относится к покрытиям с ярко-выраженным декоративным эффектом. А в зависимости от используемого температурного режима, химического состава глазури-основы, покрывающей изделия, толщины применяемой глазури декоративный эффект может обладать чрезвычайно разнообразными художественными достоинствами.
В первых серийных изделиях мастера использовали багряно-красные оттенки, но позднее фарфоровые изделия стали окрашивать в золотисто-зеленоватый цвет. Именно этот оттенок с металлическим бронзовым отливом превратился в визитную карточку фарфора Жолнаи.
Вместе с многочисленными оттенками эозиновой глазури при производстве фарфора использовались и развивались уникальные приемы ручной росписи изделий. Самое удивительное в технике ручной росписи венгерского фарфора Жолнаи – это то, что она выполнялась не фарфоровыми красками, а с помощью специальной стеклообразной глазури, делающий рисунок насыщенным и рельефным. Несмотря на высокую температуру обжига фарфоровых изделий, рисунок после температурной обработки обладал очень четкими контурами. Этот особый метод ручной росписи фарфора значительно отличался от приемов цветной росписи, применяемого на других производствах, и выполнялся не кистью как обычно, а специальным пером.
Наряду с посудой повседневного использования, мануфактура выпускала изделия декоративного характера: всевозможные цветочные вазы, в том числе и большие напольные вазы, кувшины, декоративные тарелки, подставки-держатели для писем, а также изделия малых скульптурных форм, представляющие огромный интерес для коллекционеров всего мира. В настоящее время огромное число выпускаемой продукции базируется на художественных принципах, которые были разработаны ранее художниками-керамистами, работавшими на заводе Жолнаи.
Свое первое признание изделия мануфактуры Вилмоша Жолнаи получили в 1873 году на мировой выставке в Вене. Вилмош Жолнаи получил награду австрийского императора Франца Иосифа, а его изделия получили бронзовую медаль и сертификат качества. Участие во всемирной выставке в Париже в 1878 году принесло фарфору золотую медаль и европейское признание. К концу XIX столетия продукция мануфактуры Жолнаи, благодаря материалу, дизайну, удивительной глазури и прекрасной ручной росписи, пользуется огромным успехом, как за рубежом, так и в пределах Австро-Венгерской империи.
Следует упомянуть еще об одной художественной, технологической находке мануфактуры, которая явилась выдающимся вкладом в развитие нового направления промышленного дизайна, оформившегося в конце XIX века. Речь идет о пирограните – строительно-промышленной керамике, обладающей повышенной стойкостью к температурным перепадам, воздействию кислоты, влажности.
Ни в Австро-Венгерской империи, ни в сопредельных европейских странах у мануфактуры Жолнаи не оказалось конкурентов, способных произвести материал, обладающий столь высокими декоративными достоинствами. Стилевые орнаментальные мотивы, которые использовались при росписи пирогранита, заимствовались художниками керамистами из народного венгерского искусства, а порой использовались восточные этнические мотивы.
Высокие потребительские качества и огромные художественные достоинства обусловили широкое использование пирогранита для оформления фасадов самых знаменитых зданий Венгрии: это неповторимое по своей красоте здание венгерского Парламента, Центрального рынка в Будапеште, Музея прикладного искусства и многие здания родного города Печ. Кроме того, пирогранит применялся при оформлении различных фонтанов, скульптурных групп, церковных алтарей. Огромный вклад мануфактуры в производство и совершенствование строительной керамики способствовал стремительному распространению ярких керамических панно в архитектурных ансамблях Европы.
Кропотливая работа, постоянный поиск новых технологических решений, выдающиеся художественные достоинства снискали заводу Жолнаи огромную славу. Сегодняшняя жизнь фарфоровой мануфактуры, несмотря на многочисленные трудности и огромное напряжение в неустанных поисках новых форм – это стремление, поддерживая все базовые традиции производства, развивать и преумножать художественные достоинства изделий.
Все фото венгерского фарфора – с официального сайта фарфорового музея Жолнаи www.zsolnay.com
Категории
Новое
Последние комментарии
Мы в соц. сетях